Очерк истории Тархановской средней школыНазад на Презентацию школы


Летопись просвещения края

очерк истории Тархановской средней школы

 Не вызывает сомнения то, что одна из глав истории российской провинции должна быть посвящена описанию процесса становления и развития сельских школ. Долгое время школа была, а подчас и в наши дни остается, единственным государственным институтом, реализующим  культурно-просветительскую функцию. На протяжении столетий сельские школы несли свет знания в массы, определяли то, каким будет будущее России. В данной публикации предпринята попытка проследить историю одного из старейших образовательных учреждений нашего района - Тархановской средней школы…

1 сентября 1837 года по распоряжению Симбирской епархии в домах служителей Богоявленской церкви были начаты занятия с детьми крестьян с. Тарханово. В 1849 г. при церкви обучалось 4 мальчика из удельных крестьян, 2 кантониста (дети рекрут), 2 крепостных помещицы Поповой. В качестве наставников выступали священник Александр Кедров, дьякон Иван Зефиров, дьячок Петр Стефанов, пономарь Василий Румянцев. Так с событий давно минувших дней начиналось развитие местного народного образования.

Следует отметить, что в 30-50-е гг. XIX века просвещение населения края делало только еще первые свои шаги.  Крестьянство в основной своей массе по-прежнему оставалось неграмотным, однако социально-экономическое развитие общества, обусловленное реформами 60-80-х гг. XIX в., вело к повышению уровня его образованности. В конце XIX века церковно-приходские школы действовали в селах Старая Пуза, Вечкусы, Камаево, Порадеево и Селищи; земские школы - в селах Лада, Болдасево и Ризоватово; двухклассные министерские училища - в Папулеве и Береговых Сыресях. Лишь в 1900 г. школа грамоты была открыта в с. Старое Жабино. Следует также упомянуть о том, что единственная в нашей округе женская церковно-приходская школа была зафиксирована в с. Ризоватово.

Местное крестьянство осознавало потребность в знаниях. Так, житель с. Тарханово А.И.Логинов (1880 года рождения) всех своих семерых детей отдал в училище. Торговля, ремесло, отходничество - то есть приносившие стабильный доход занятия - были доступны в первую очередь грамотным людям. Читать и писать, правилам арифметики пытались научить в первую очередь мальчиков, которые в будущем должны были распоряжаться денежными средствами семьи, участвовать в общественной жизни села. За школьную парту  садились чаще всего дети середняков и зажиточных крестьян. В обзоре начального народного образования Симбирской губернии сообщалось относительно с. Порадеева: «Места в школе не все заняты по тому, что некоторым детям по бедности зимой не в чем ходить в школу».

В Тархановское волостное училище, основанное в 1868 г., на занятия пришло 55 человек, из которых девочек было всего 2. С 1878 г. занятия проходили в выделенном для этих целей волостным правлением здании, численность учащихся к этому времени несколько сократилась и составила 40 человек. Учителем в с.Тарханово работал И.Поспелов, закончивший  духовное училище.

14 июня 1893 г. на сельском сходе было принято решение: «…вместо отведенного под постройку нового здания для волостного училища место в селе Тарханове в низу под горой, отведено другое более удобное место как под постройку Тархановского волостного училища так и город (огород – П.С.) и сад при нем. А именно где была старая церковь на горе при выезде из села Тарханова в село Ведянцы на левой стороне дороги…».

27 октября того же года 172 тархановских домохозяина направили в Ардатовскую уездную земскую управу прошение о постройке нового здания школы. Показателем уровня грамотности жителей нашего села является то, что под ходатайством смогло подписаться всего 2 человека (сельский староста Тимофей Белянин и крестьянин Тимофей Алексеев) – остальные были безграмотными. В следующем году стройка уже была завершена. Здание, сооруженное более века назад, используется и поныне – в настоящее время в нем размещается школьная столовая.

В начале XX столетия занятия в Тархановской школе продолжались в течение 26 недель в году, в период проведения основных сельскохозяйственных работ уроки прекращались. Обучались по 2-3 года. В 1907 г. в первый класс Тархановского училища пришло 106 человек (для сравнения, в 2002 г. в первоклассников в Тархановской школе было всего 6  человек). За проведение занятий по чистописанию и арифметике учителю Ермолаеву выплачивалось казенное пособие в размере 20 рублей.

По установленной церковно-приходскими школами традиции, закрепленными в министерских инструкциях, одним из основополагающих предметов в школе оставался Закон Божий. Детьми наизусть заучивались эпизоды из истории христианства, основные молитвы. Результатом религиозной пропаганды в начальной школе было то, что в конце XIX – начале XX века большим авторитетом среди местного населения пользовалось духовенство. Ученики того времени вспоминали: «Увидишь в коридоре калоши попа - аж мурашки по коже пробегут! Уж больно был строгий».

В 1901 г. при школе открылось ремесленное отделение. В 1907 г. в класс сапожно - башмачного ремесла было набрано 4 ученика в возрасте от 10 до 16 лет. Каждый день с начала января до середины мая дети занимались пошивом простой деревенской обуви под руководством опытного кустаря-ремесленника. Последний получал за проведенный урок 50 копеек. Во второй половине 1907 г. преподавание ремесла «…прекратилось за недостатком средств». 

В первые годы Советской власти в организации образовательного процесса происходят серьезнейшие изменения: церковно-приходские школы закрываются, религиозная направленность обучения сменяется атеистической. Новое время требует новых людей. В 20-е гг. правительством взят курс на введение всеобщего начального образования.

В данный период наша школа носит официальное название - Тархановская единая трудовая школа. Численность учеников росла с каждым годом. В основном здании школы имелась всего одна классная комната, другую занимал заведующий школой – Вилков Дмитрий Степанович. В связи с этим, заниматься приходилось в разных, подчас совершенно неприспособленных для этого помещениях. К примеру, уроки проводились в одной из комнат раскулаченного зажиточного крестьянина Д.И. Сиротова, а также в здании бывшей казенной «въезжей» избы.

Новое здание для школы строили в 1924-1927 гг. Средства изыскивались в первую очередь среди зажиточных граждан, использовался при строительстве материал шедшей на слом помещичьей усадьбы с. Ведянцы. В 1930 г. в селе открыли семилетку, причем именовалось учебное заведение уже школой колхозной молодежи (директор - Д.С.Вилков).

Директора Тархановской школы

Антонов Федор Федорович

с 1931 г.

Ботов Михаил Семенович

до 28.10.38 г.

Федотов И.Ф.

28.10.38 г. - 28.07.40 г.

Соколов Владимир Иванович

15.08.40 г. - 5.08.41 г.

Гусева Евгения Ивановна

с 5.08.41 г.

Юткин И.А.

08.44 г. - 08.45 г.

Силаева Клавдия Ивановна

с 1.08.45 г.

Туланин Василий Григорьевич

10.01.45 г. - 23.11.46 г.

Козлов Петр Иванович

23.11.46  г. - 13.11.51 г.

Пискунова Мария Степановна

с 13.11.51 г.

Клеянкин Виктор Семенович

30.06.54 г. - 7.08.57 г.

Калачев Виктор Федорович

с 8.08.57 г.

Клеянкин Виктор Семенович

1970 г. - 31.08.77 г.

Горякина Лидия Ивановна

5.09.77 г. - 1.07.87 г.

Аверкин Иван Андреевич

1.08.87 г. -11.06.03 г.

Средняя школа в с. Тарханово была открыта в 1934 г. Первым директором десятилетки, носившей имя  С.М.Кирова, стал Федор Федорович Антонов, а первый выпуск состоялся в 1937 г. В это время активно участвуют в жизни села учащиеся – члены комсомольской организации. Комсомольцы агитировали за вступление в колхоз, на их плечах лежала ликвидация безграмотности, атеистическая пропаганда. Каждый комсомолец имел «боевое» задание на неделю. После выполнения порученного члены комсомольской организации до поздней ночи обменивались мнениями, обсуждали планы на будущее. В школе создавались специальные агитбригады, работали драмкружки. 

Годы Великой Отечественной войны стали серьезным испытанием для всего советского народа, очень тяжелыми они были и для коллектива нашей школы. В первые военные годы было мобилизовано почти все мужское население. На фронт ушли даже многие выпускницы 1941 года - Соткова Н., Осокина П., Чиняева А., Улитина Е. Женщинам пришлось взять на себя всю работу в школе. Директором Тархановской школы стала Гусева Евгения Ивановна.

В школе был размещен детский дом. В классах основного здания школы жили оставшиеся без родителей дети, в том числе эвакуированные с оккупированной фашистами территории. Занятия детдомовцев и сельских учеников проходили в 2 смены в старых корпусах. В школьных помещениях разместились столовая детского дома, контора, склад, прачечная и проч. На должность директора Тархановского детдома был назначен  Самонов Александр Терентьевич. По окончании войны детдом закрыли, а его воспитанников перевели в Атяшево.

 Следует отметить, что в Тархановской школе за годы ее существования был накоплен значительный опыт приобщения детей к труду. Производственная бригада при школе была создана еще в 1955 г. Особого размаха общественно-полезный труд достиг в следующие десятилетия. В 60-е гг. школьники под руководством педагогов добились небывалых урожаев наиболее перспективной в то время культуры, «царицы полей» - кукурузы. Тщательно ухаживая за саженцами, на школьном опытном участке получали  небывалые по тем временам урожаи – до 800 центнеров зеленой массы с каждого гектара. Делегация Тархановской школы неоднократно выезжала на Всесоюзную выставку достижений народного хозяйства, была даже  отмечена бронзовой медалью ВДНХ. ЦК ВЛКСМ наградил бригадира ученической бригады В.Комшина именными часами, школе от колхоза был вручен аккордеон. В 1967 г. на слете ученических бригад в честь 50-летия Советской власти Тархановская школа была отмечена вымпелом «Лучшей школе Мордовии за опытнейшую работу». Опыт школы изучался, в Тарханове проводилось даже республиканское совещание, на котором обсуждалась возможность его применения в коллективных хозяйствах. Заведующий опытным участком В.П.Суравенков таким образом описывал школьное «ноу-хау»: «Пять тысяч горшков и ящиков с рассадой ранней весной размещалось в парниках. К тому времени, когда другие засевали семена, в поле мы высаживали уже подращенное растение. Дальше – все просто: соблюдение технологии, обильный полив и достаточное внесение удобрений».  В данный период площадь пришкольного участка составляла 13 гектаров, из которых 2,5 гектара занимал плодоносящий сад.

Впоследствии, руководством страны было признано нерациональным выращивание кукурузы, новые приоритеты деятельности определяются и для общеобразовательных заведений. К 1979 г. площадь свекловичной плантации, закрепленной за Тархановской средней школой, достигла 30 гектаров. Кроме того, учащиеся осуществляли уход за овощами и картофелем (4 гектара), садом, работали в составе стройотряда на ремонте животноводческих ферм.  

В 70-е гг. уже достаточно остро встал вопрос кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства – в селе не хватало рабочих рук. Предпринимались попытки использовать на полях и фермах учащихся  профтехучилищ и средних школ. Директор школы Лидия Ивановна Горякина в то время высказала мнение о том, что школа должна стать «производственной единицей колхоза, его составной частью».

В 1986 г. за Тархановской средней школой было закреплено 12 гектаров сахарной свеклы, которую силами учащихся удалось качественно обработать и в срок убрать. Наградой за активную внеучебную деятельность, за помощь местному колхозу стал новенький автобус. Первому в округе школьному автобусу, на котором можно было развозить по домам в осеннюю распутицу школьников из соседних селений или ездить в дни каникул на экскурсии в город придумали даже красивое и романтическое название - «Мечта».

Следует отметить, что в данный период Л.И.Горякина  наиболее полно реализует себя как руководитель-хозяйственник. Это было сложное время, недостаточное финансирование порождало массу проблем – начиная от обеспечения школы мебелью и заканчивая организацией питания в школьной столовой. Приходилось рассчитывать во многом только на себя. В интервью корреспонденту газеты «Путь Ильича» 21 марта 1987 г. Л.И. Горякина говорила: «Прежде всего, школа сегодня – это мини-колхоз, который имеет свои учебные и производственные цеха, свое поле, технику, ферму, столовую. И молодое поколение учится не только по учебникам, но и растит на своем поле урожай, обрабатывает его своей техникой, кормит своим кормом свой скот на ферме. А проходит одиннадцать лет – получи колхоз почти готовых животноводов и механизаторов». Перед педагогическим коллективом была поставлена сложная задача – соединение обучения с производственным трудом. В скором времени реализуется идея создания при средней школе филиала профтехучилища (ССПТУ №10), в котором ребята, не отрываясь от дома, обучались нужным селу профессиям.

Первый удачный опыт «перехода на хозрасчет» вселил веру в свои силы в коллектив Тархановской средней школы. В 1986 г. школа взяла на подряд целую овцеферму, в 1987 г. ученики привлекались к работе на МТФ. Однако, в обоих случаях, результат оказался почти одним и тем же. Хрупкие  детские руки, растаскивавшие обледенелый омет во внеурочное время не смогли реально помочь уже переживавшему в то время глубочайший кризис коллективному хозяйству. Слабая материально-техническая база колхоза им. Тельмана, невысокая заинтересованность детей, да и самих колхозников в результатах труда… В общем, эксперимент оказался неудачным.

Несмотря на это, достижения Тархановской школы в плане развития материально-технической базы к тому времени были очевидны: в школе были свои интернат, столовая, сад, овощной участок, теплица, мастерская, три трактора, машина, автобус. На учебной ферме, созданной при школе, ежегодно выращивалось до десяти поросят и четырех телят. Корма также заготавливались самими школьниками.

Существует разное отношение к тому, что в нашем совсем недалеком прошлом столь серьезное внимание в школе уделялось труду. Иногда говорят, что на хрупкие детские плечи взваливали непосильные задачи, вспоминают то, как детей заставляли после, а иногда даже вместо уроков «поднимать» сельское хозяйство. Однако, большинство выпускников нашей школы отмечают значимость трудового воспитания, важность приобщения подростка к реальным делам. Именно в школе свою первую серьезную сельскохозяйственную практику получили сотни учеников, многие из которых стали передовиками производства. Среди них – кавалер трех орденов С.И.Шебаршов, кавалер ордена Славы III степени Е.М.Зоркова, кавалер ордена Трудового Красного Знамени В.В.Мосевнин. 

С 60-х гг. XX столетия Тархановская школа занимала одно из первых мест в районе по учебно-воспитательной работе. За заслуги в области народного образования в 1965 г. почетное звание Заслуженного учителя школы Мордовской АССР, а в 1974 г. - почетное звание Заслуженного учителя школы РСФСР было присвоено заместителю директора по учебно-воспитательной работе Тархановской средней школы Л.И. Горякиной. В это время в школе систематически проводились мероприятия, на которые собирались не только дети, но и взрослые: литературные вечера и читательские конференции, всевозможные конкурсы самодеятельности (к примеру, на лучшую пионерскую строевую песню), шахматные турниры, «устные журналы», диспуты. В 1973 г. в нашей школе состоялась педагогическая конференция «Учись учиться».

Не вызывает сомнения то, что в данном очерке особое внимание следовало бы уделить замечательным учителям, выдающимся педагогам, работавшим в нашей школе. В представленной на суд читателя летописи также не отображены многие интересные события прошлого и современности, но это, как говориться, совершенно другая история…

 

 

 


 

Назад на Презентацию школы